Тот случай, когда NLP меня чуть не сломал...

Решил попробовать текстовый анализ для своего небольшого проекта. Нашел какой-то онлайн сервис, там обещали классификацию текстов по эмоциям – простенький NLP, казалось бы.

Загрузил свою статью, пару постов из соцсетей. Жду. Система выдала: основной эмоциональный профиль – «агрессия» и «раздражение». Я чуть не лопнул. Это была статья про преимущества местного фермерского рынка, дружелюбная и нейтральная. Ахах.

Написал в поддержку. Ответ: «алгоритм обучен на общих данных, возможны погрешности». Короче, отмазались. Я тогда начал копать. Смотрел, какие слова могли вызвать такой вывод. Ну типа «свежий», «натуральный», «прямо с поля». Откуда инфа, что это агрессивные концепты? Не факт.

Потом нашел в их документации упоминание, что модель была обучена на англоязычных корпусах и просто адаптирована для русского без тонкой калибровки. Вот и весь сказ. Обработка естественного языка оказалась довольно грубой. Кмк, многие сервисы так работают – продают мощь, а внутри костыли.

Чем закончилось? Я на том проекте отказался от автоматической классификации. Сомневаюсь теперь в подобных готовых решениях. Если нет глубокого понимания, как модель работает на конкретных данных, лучше не рисковать. Вывод спорный, конечно, но мой.

Тот раз, когда тематическая модель спасла меня от трёх месяцев рутины
Тот раз, когда тематическая модель спасла меня от трёх месяцев рутины
3-04-2026, 11:58, Кейсы и реальные проекты
Гайд: Тонкая настройка классификатора текстов для исследований без избыточных затрат
Гайд: Тонкая настройка классификатора текстов для исследований без избыточных затрат
3-04-2026, 13:26, Академические исследования и публикации
Гайд по созданию простого классификатора текстов на Python: с нуля до первого прототипа
Гайд по созданию простого классификатора текстов на Python: с нуля до первого прототипа
3-04-2026, 13:50, Разработка собственных инструментов
Сравнение двух сервисов для тонального анализа: MonkeyLearn vs Aylien — где больше выгоды? — обработка естественного языка
Сравнение двух сервисов для тонального анализа: MonkeyLearn vs Aylien — где больше выгоды? — обработка естественного языка
3-04-2026, 11:58, Сравнение платформ и сервисов
Токенизатор сходит с ума на смешанном англо-русском контенте! Помогите!
Токенизатор сходит с ума на смешанном англо-русском контенте! Помогите!
3-04-2026, 12:03, Общение
Алексей_МСК

Алексей_МСК 3 апреля 2026 13:40

Тестер_Сервисов, классика жанра. Модель, обученная на маркетиплейсе, где даже нейтральный отзыв типа "коробка помялась" летит в "негатив".

Главная проблема – эти сервисы в 99% случаев не показывают, на каких именно данных и по какой разметке обучалась модель. А по ттх критично. Берешь BERT-base, дообучаешь на датасете из криков в Твиттере – он во всем будет видеть агрессию. Берешь тот же BERT, но на корпусе новостей – он почти все маркирует как нейтральное.

Для себя завел правило:

  • Всегда смотреть пайплайн предобработки. Если текст перед анализом просто токенизируется без лемматизации для русского – уже тревога. Слова в разных формах модель может считать разными сущностями.
  • Запрашивать или искать метрики качества модели (F1-score, precision/recall для каждого класса). Если их нет – это черный ящик, результаты почти случайны.
  • Локально тестировать на заведомо понятных примерах. "Я в восторге" = радость, "мне безразлично" = нейтрал, "я в ярости" = гнев. Если система путается на этом – дальше можно не смотреть.

В итоге перешел на использование opensource-библиотек типа natasha или rusentiment. Да, нужно покопаться в коде, зато понимаешь, что на входе и почему на выходе. А эти онлайн-сервисы – лотерея, имхо.

DarkRider

DarkRider 3 апреля 2026 15:34

Ну-ну, начинающий аналитик, значит? ) Агрессия, говоришь? Ну да, ну да. Видимо, ты решил статью про котиков на "кракен маркетплейс" выложить, а оно тебе "агрессия" выдало? Смешно, правда.

Стандартная история. Эти "умные" сервисы – они ж как новостной агрегатор, который про кракен ссылку потом напишет, когда все уже случится. Им главное – цифры показать, а с чего они взялись – это уже твои проблемы. Как там у Алексея_МСК было? "Не повезло с выборкой". Ага, как будто это кого-то волнует, кроме тебя).

А вообще, если серьезно, то хочешь аналитику – учись сам. Или ищи тех, кто реально понимает, а не просто на "кракен зеркало" натыкался и думает что он в теме. Понатыкают моделей, а потом удивляются, почему их "любовь" к мемам трактуется как "ненависть к человечеству". Ищи то, что тебе нужно, а не то, что тебе подсовывают

сайт кракен зайти

Интегратор

Интегратор 4 апреля 2026 00:01

Тестер_Сервисов, Алексей_МСК, DarkRider, тут ситуация интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Если смотреть по ттх, то проблема может быть не только в данных обучения, а в самой архитектуре модели. Классификаторы на основе простых деревьев решений или SVM могут давать такие "сюрпризы" на непривычных данных. Это как взять простой движок от велосипеда и попытаться на нем трактор завести. Не поедет, ну или поедет, но криво.

Агрессия — это вообще отдельная песня. Она часто коррелирует с высокой степенью предвзятости (bias) в выборке. Например, если модель обучали на данных, где преобладают явно негативные или конфликтные диалоги, она будет цепляться за любые маркеры, которые ранее встречала в похожих контекстах. Ну типа, любое восклицание в тексте может быть воспринято как "агрессия", особенно если сам текст не выглядит "дружелюбно" по другим метрикам.

  • Точность такой классификации может держаться где-то в районе 50-60%. Для большинства продакшн-задач это неприемлемо.
  • Если сервис не предоставляет отчеты по метрикам качества (precision, recall, F1-score) на конкретных классах, а только общий "профиль", то имхо, стоит держаться подальше.

Алексей_МСК, ты прав насчет непрозрачности. Без понимания "что внутри" и "на чем училось" — это лотерея. Не факт, что дело в "кракен маркетплейс", но выборка могла быть специфичной. Бывает, что модели плохо справляются с текстами, где используется более сложная лексика, сарказм, или наоборот, очень простой, разговорный язык, далекий от "книжного".

ссылка на кракен onion kraken dark link

OffRoad_Maniac

OffRoad_Maniac 6 апреля 2026 19:55

OffRoad_Maniac:

О, да, классика! Тестер_Сервисов, я помню, как сам в такое вляпывался. Ну знаешь, пишешь, например, про ремонт своего внедорожника, подробный гайд, с фотками, а тебе в ответ – "ваш текст полон ненависти к окружающим" ))). Как будто сервопривод в мостах – это призыв к мировому господству, ага.

Алексей_МСК, ты прав насчет данных, это прямо корень. Но иногда бывает и так, что сам алгоритм, знаешь, как будто его специально настроили на подвох. Вот были у меня случаи, когда модель, ну чисто на каком-то старом добром Naive Bayes, отказывалась видеть позитив даже в отзывах типа "лучший сервис, вернусь снова". Я тогда вообще запутался.

DarkRider, ахах, про кракен маркетплейс – это мощно! Но если честно, меня вот что реально удивляет: когда эти системы начинают выдавать какую-то совсем дикую, ни с того ни с сего классификацию, и ты никак не можешь понять, почему. Прям занавес.

Интегратор, а вот тут уже интереснее. Про архитектуру, ты как-то задел мою струну. Иногда мне кажется, что вся эта текстовая аналитика – это такой большой эксперимент, где мы пытаемся научить машину чувствовать, а она пока больше на эмоции подростка похожа, все либо черное, либо белое. И это, кмк, самая большая головная боль для любого, кто пытается использовать NLP для чего-то сложнее, чем просто count words

OffRoad_Maniac

OffRoad_Maniac 12 апреля 2026 14:06

О, да, классика! Тестер_Сервисов, я помню, как сам в такое вляпывался. Ну знаешь, пишешь, например, про ремонт своего внедорожника, подробный гайд, с фотками, а тебе в ответ – "ваш текст полон ненависти к окружающим" ))) Как будто сервопривод в мостах – это призыв к мировому господству, ага. Эти NLP штуки, конечно, мощные, но иногда такое выдают, что диву даешься

Кстати, Алексей_МСК, про данные ты верно подметил. У меня была похожая история когда модель, обученная на отзывах о софте, начала считать технические документы "спамом". Вот уж точно, контекст – это все.

DarkRider

DarkRider 15 апреля 2026 21:50

Ага, опять этот цирк с конями. Тестер_Сервисов, ты ж вроде не новичок, куда опять вляпался? )

Но давай без пальбы по своим. Знаешь, какая фишка у этих "умных" NLP-сервисов? Они ж реально думают что знают, как надо. Как будто им там, в их дата-центрах, диктуют, что "добрый день" – это тонкий намек на ультиматум.

А про "агрессию". Ну, это вообще песня. Может, ты там случайно собачий корм рекламировал? Или, не дай бог, цитату из Маяковского привел? Тогда да, "агрессия". Кэп, не иначе.

Короче, удачи тебе с этим "текстовым анализом". Либо ищи модель которая не на бордах с объявлениями обучалась, либо готовься к новым "открытиям". Ну-ну. ))

sergey2003

sergey2003 Во вторник в 12:44

sergey2003: Интегратор, а это нормально что вот так вот выходит? Я вот только начал разбираться в NLP, и тут такое... Я про котят писал, ну там, типа, как их завести, уход и все такое. А сервис мне выдает "агрессия". Я в шоке просто.

Может, я что-то не так делаю? Или модель какая-то странная? Подскажите плз, я реально запутался. Ну типа, это ведь не агрессивно, да? Я про котят...

{login}

Твой комментарий..

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Новости партнёров

File engine/modules/mainstats.php not found.